Функциональная грамотность

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС

Из указа Президента России от 7 мая 2018 годаПравительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Из Государственной программы РФ «Развитие образования»  (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) …

Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

                                    Что проверяет PISA?

  • Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста.
  • Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли эти учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
  • Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений

 

ДОКУМЕНТЫ / МАТЕРИАЛЫ

  • Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
  •  Открытый банк заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 – 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
  • Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся и учителей https://fg.resh.edu.ru/

НЕДЕЛИ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В 8-9-Х КЛАССАХ

 

 

Мероприятие Дата проведения
1. Неделя математической и финансовой грамотности 15.11.2021-19.11.2021
2. Неделя естественнонаучной и глобальной компетенции 22.11.2021-26.11.2021
3. Неделя читательской грамотности и креативного мышления

29.11.2021-01.12.2021

 

Используйте банк заданий на платформе РЭШ и ИСРО РАО

Институт развития образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

 Естественнонаучная грамотность

 Математическая грамотность

 Читательская грамотность

Нормативно-правовые документы

Письмо Министерства Просвещения РФ от 15.09.2021г. №АЗ-581/03 об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации

Письмо КРИППО №282/01-07 от 30.03.2021г. «Оценка функциональной грамотности»

Письмо Минпросвещения № 03/1526 от 17.09.2021г. «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо МОНМ РК №3504/01-15 от 17.09.2021г. «Об электронном банке заданий для оценки функциональной грамотности» 

Приказ МОНМ РК № 1487 от 20.09.2021г. «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» 

Письмо КРИППО №715/01-07 от 23.09.2021г.

Приказ ИМЦ №391 от 24.09.2021г. «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ  от 21.10.22 №575/01-15 » Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2022/2023 учебный год»

План мероприятий («дорожная карта») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2022/2023 учебный год

Письмо МОНМ РК №3640/01-14 от 27.09.2021 

Письмо ЦОМКО №821/07-07 от 27.09.2021г.» Об обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» 

МОНМ РК № 837/07-07 от 07.10.2021г.» О формировании баз данных обучающихся и учителей по повышению функциональной грамотности»

Методические материалы для работы по повышению качества обучения функциональной грамотности

Буклет «Формирование и оценка функциональной (читательской) грамотности обучающихся»

«Креативные  методы и технологии на уроках изобразительного искусства, индивидуального проекта  и на занятиях кружка «Клякса»» Стадникова Т.Н.

«Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников» Федюкина В.А.

Мастер-класс в рамках ШМО учителей начальных классов: «Методы, приёмы, дидактические игры по формированию естественно-научной грамотности»

«Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики»

«Работа-учителя-по-формированию-креативного-мышления-младших-школьников»

Доклад «Элементы финансовой грамотности на уроках русского языка» Кутраева Л.А.

Презентация «Элементы финансовой грамотности на уроках русского языка»  Кутраева Л.А.

 План методического объединения учителей русского языка и литературы «ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ЧИТАТЕЛЬСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

«Формирование читательской грамотности на уроках русского  языка и литературы» Демичева Е.В.

«Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся    на уроках русского языка» Добровольская И.А.

«Работа с несплошными текстами на уроках русского языка» Кирильчук А.Н.

«Что такое функциональная грамотность и зачем она школьникам» Кирильчук А.Н. 

Конспект открытого урока по русскому языку «Имя прилагательное как часть речи» Кочеткова Е.В.

«Смысловое чтение и функциональное понимание текста»

«Функциональная грамотность на уроках русского языка»

«Цифровые технологии»