Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС
Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) …
Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Что проверяет PISA?
- Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста.
- Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли эти учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
- Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений
ДОКУМЕНТЫ / МАТЕРИАЛЫ
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- Открытый банк заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 – 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся и учителей https://fg.resh.edu.ru/
НЕДЕЛИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В 8-9-Х КЛАССАХ
№ | Мероприятие | Дата проведения |
1. | Неделя математической и финансовой грамотности | 15.11.2021-19.11.2021 |
2. | Неделя естественнонаучной и глобальной компетенции | 22.11.2021-26.11.2021 |
3. | Неделя читательской грамотности и креативного мышления |
29.11.2021-01.12.2021 |
Используйте банк заданий на платформе РЭШ и ИСРО РАО
Институт развития образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Глобальные компетенции
- Финансовая грамотность
- Креативное мышление
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Естественнонаучная грамотность
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Нормативно-правовые документы
Письмо КРИППО №282/01-07 от 30.03.2021г. «Оценка функциональной грамотности»
Письмо КРИППО №715/01-07 от 23.09.2021г.
Приказ ИМЦ №391 от 24.09.2021г. «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Письмо МОНМ РК №3640/01-14 от 27.09.2021
Методические материалы для работы по повышению качества обучения функциональной грамотности
Буклет «Формирование и оценка функциональной (читательской) грамотности обучающихся»
«Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников» Федюкина В.А.
«Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики»
«Работа-учителя-по-формированию-креативного-мышления-младших-школьников»
Доклад «Элементы финансовой грамотности на уроках русского языка» Кутраева Л.А.
Презентация «Элементы финансовой грамотности на уроках русского языка» Кутраева Л.А.
«Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Демичева Е.В.
«Работа с несплошными текстами на уроках русского языка» Кирильчук А.Н.
«Что такое функциональная грамотность и зачем она школьникам» Кирильчук А.Н.
Конспект открытого урока по русскому языку «Имя прилагательное как часть речи» Кочеткова Е.В.
«Смысловое чтение и функциональное понимание текста»
«Функциональная грамотность на уроках русского языка»