Методический бюллетень
Об инклюзивном образовании
«Предоставьте каждому человеку все те права,
которыми бы вы хотели обладать сами».
Роберт Ингерсолл
Инклюзивное образование — это система образовательных услуг, основанная на принципе обеспечения основного права детей на образование и права получать его по месту жительства, предусматривающая обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения.
Инклюзивное образование базируется на принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса, скорее, может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. - Удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка.
- Адаптация системы к потребностям ребенка, а не наоборот.
- Командный подход в обучении и воспитании детей предусматривает привлечение педагогов, родителей и специалистов.
- Сложность задач должна соответствовать способностям ребенка.
- Преодоление потенциальных барьеров в обучении.
Инклюзивное образование является подходом, который помогает адаптировать образовательную программу и учебную среду к потребностям учащихся, которые отличаются своими образовательными возможностями.
Рекомендации для педагогов
по работе с детьми ограниченными возможностями здоровья,
в условиях инклюзивного обучения
Многие дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются совместно со здоровыми сверстниками — это инклюзивное обучение. Прежде всего, перед учителем встает вопрос: «Как обучать особенного ребенка?».
С чего необходимо начать?
1.Беседа с родителями ребенка. Необходимо получить как можно более полную информацию о ребенке (особенности характера, поведения, привычки и т.п.).
2.Консультация специалистов: врача-специалиста, у которого наблюдается ребенок (для правильной организации учебного процесса, обеспечивающей охрану здоровья ребенка); учителя-дефектолога (методические рекомендации); психолога; логопеда.
- Планирование совместной работы специалистов (учитель, психолог, логопед): составление индивидуального плана сопровождения.
- Знакомство с программой, рекомендованной ребенку психолого-медико-педагогической комиссией.
- Подготовка детей и родителей класса к принятию нового ученика.
- Заполнение маршрутного листа, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
- Составление индивидуальной программы развития на ребенка с ОВЗ.
- Изучение нормативно – правовой базы по обучению детей с ОВЗ.
Общие рекомендации
- Педагогам необходимо постоянно поддерживать уверенность ребенка с ОВЗ в своих силах, обеспечить учащемуся субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
- Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности.
- Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
- Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
- Не требовать от ребёнка сразу исправить ошибку, лучше попросить ответить его через некоторое время.
- В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения очень снижен.
- Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
- Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.
- Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
- Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не скорость и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
- Учитель не должен забывать об особенностях развития детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).
- Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. Необходимо использовать похвалу, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.
- Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
- Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.
- Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ОВЗ и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
- Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время занятий со специалистами.
Памятка педагогам при работе с родителями детей,
с ограниченными возможностями здоровья
Установление правильных взаимоотношений специалистов с родителями детей-инвалидов требует от первых большого такта, выдержки, душевного тепла и умения сострадать.
Соблюдать уважительный и демократический характер отношений педагога с семьей ребенка-инвалида, учитывать индивидуальные психологические особенности родителей, а также степень выраженности интеллектуального дефекта их ребенка.
- Необучаемых детей нет. Необходимо показать родителям пусть самые маленькие, едва заметные успехи ребенка в учебной или другого вида деятельности.
- Педагоги должны относиться к семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями, в высшей мере деликатно и бережно, стараясь, со своей стороны, упрочить согласие в семье.Первое правило, которому обязан следовать учитель, не оскорблять родительских чувств.
- Положительных результатов легче добиться в том случае, если разговор с родителями начать с того, чего уже ребенок достиг в своем развитии и какие задачи предстоит решить в дальнейшем.
- Специалистдолжен соблюдать определенные границы в использовании тех сведений о состоянии ребенка, которыми он располагает.
- Учитель и родители обладают разной компетентностью в понимании проблем, связанных с состоянием ребенка, что вполне естественно, но что порой создает у более осведомленного в вопросах специальной педагогики учителя искушение поучать, занять положение непререкаемого авторитета. Менторской тон недопустим с родителями нормального, здорового ребенка, тем более с родителями детей-инвалидов.