Работа с одаренными детьми

Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04.02.2010 №Пр-271

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, ступивший в силу с 01.01.2017)

Государственная программа Российской Федерации Развитие образования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации»

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденнаяПрезидентом Российской Федерации от 03.04.2012 №Пр-82

Положение о стипендиях Государственного Совета Республики Крым одаренным учащимся 10-11 классов общеобразовательных организаций Республики Крым и муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Республики Крым от 20.05.2015 №630-1/15

Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 №642 «О Стратегии научно-технического развития Российской Федерации»

«Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 №326-р

Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту Образование от 07.12.2018 №3

Приказ Минпросвещения России от 25.02.2019 N 87 «Об образовании Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России» (вместе с «Положением о Национальном координационном совете по поддержке молодых талантов России») (Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2019 N 54351)

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2020 № 1826 «Об утверждении Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Крым»

Приказ «Об утверждении Порядка и показателей мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи РК» от 31.03.2021 № 510

Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 N 1239 (ред. от 18.09.2021) «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего»

 

План работы МОУ «СШ №8» по работе с одаренными детьми

Рекомендации  родителям «Как поддержать детей на конкурсах»                  

Дорогие родители! Все мы, вместе с нашими талантливыми детьми, переживаем повышенное напряжение в период подготовки и выступления на конкурсах. На фоне повседневных учебных нагрузок это может стать ярким, мощным переживанием, требующим отдельных психофизических сил, полной отдачи. Очень важно рассчитать ресурсы ребенка и группы поддержки, чтобы обеспечить «тылы» и «страховку» нашим выступающим.

Главные вещи, о которых нужно помнить и трезво оценивать — это степень напряжения и степень поддержки. Одно компенсируется, уравновешивается другим. Без моральной и эмоциональной поддержки семьи и педагога ребенок не может чувствовать себя на конкурсах, олимпиадах свободно и уверенно. Мы — его тыл и броня. И надо, чтобы он об этом знал, и мог в любой момент опереться.

Что стоит делать: чтобы оценить степень напряжения психофизического характера, присмотритесь к ребенку. Есть ли в его поведении и самочувствии изменения перед конкурсом? Меняется ли уровень раздражительности, нервозности, нарушается ли сон и аппетит? Говорит ли о тревогах, или страхах, связанных с будущим выступлением? Сомневается ли в своих силах, возрастает ли его чувствительность к критике? Если у вас есть «да» по всем, или многим из этих пунктов — ваш ребенок уже заранее находится под воздействием стресса — то есть, испытывает повышенное психофизическое напряжение. Такие дети (и, кстати, взрослые музыканты ничем от них не отличаются!) нуждаются в повышенной дозе психологической поддержки.

Как осуществить эту поддержку и снизить напряжение?

  1. Поддержки не бывает много. Классические опасения родителей «мы его захвалим», «начнется звездная болезнь», «перестанет заниматься, если все время хвалить» — совершенно не выдерживают критики. Они явно не рассчитаны на период конкурса. Только нужно помнить, что мы скорее, не «хвалим» его, а поддерживаем — тут очень тонкое различие. Похвала — это вид оценки, который зависит от поведения, от того, насколько качественно выполнены задания, соответствуют оценочным критериям и т.д. А поддержка — не зависит от поведения и качества выполнения действий, от количества ошибок и помарок в исполнении. Поддерживаем мы ребенка в целом, точнее — его ценность для нас. И из этих свидетельств ребенок формирует собственное ощущение ценности и уверенности в себе. Если мы постоянно выдаем оценочные суждения, как критику, так и похвалу, мы невольно поддерживаем в ребенке зависимость от внешней оценки, подчеркиваем ее значимость, и снижаем его уверенность в себе.
  2. Поддержка должна носить как эмоциональный, так и физический характер — в этот период необходимо продумать усиленное питание (богатое витаминами, особенно группы В, поддерживающей нервную систему), обязательное пребывание на воздухе, физическую активность. Конечно, вы спросите «а когда же все это делать, где взять время на прогулки и активное движение, если мы загружены почти круглосуточно»? Да, такова опасная практика нашего времени — отсутствие свободного времени и полная концентрация на учебе. Однако, для успешного выступления нам жизненно необходимы как физические, так и эмоциональные ресурсы, а также эстетические впечатления, которые обогащают содержательную сторону выступления. Преступно превращать ребенка в «аппарат» по подготовке к конкурсам, тем более, что подход тотальной перегрузки всегда рано или поздно дает сбой. Поэтому, позаботьтесь о возможностях отдыха и полной эмоциональной разгрузки ребенка в период конкурса. Это могут быть активные прогулки, не травмоопасный спорт, просмотр спектаклей и фильмов высокой художественной ценности, любая любительская творческая деятельность немузыкального спектра.
  3. Прекрасно «работают» для проработки стресса способы арт-терапии — предложите ребенку описать текстом, а еще лучше — нарисовать свои тревоги и страхи. Поддержите его, с чем бы они ни были связаны, в обсуждении этих моментов, проявите интерес к его переживаниям, ни в коем случае не обесценивая их – «как можно бояться такой ерунды?!» Настройтесь на внимательное и заинтересованное отношение к любым ощущениям и мыслям юного конкурсанта. Главное резюме, которое Вы, как родитель, неизменно должны произносить в ответ на любое высказывание ребенка о его трудностях – «я с тобой, что бы ни случилось», «я поддерживаю тебя при любом исходе», «мы вместе справимся с этим», «у тебя много средств и навыков, чтобы справиться с любой непредвиденной ситуацией», «у тебя уже большой опыт выступлений, и ты можешь использовать его здесь», и, наконец, чудодейственная фраза, которую советуют французские психологи как главную родительскую установку при воспитании уверенности – «ты можешь собой гордиться!» Обратите внимание — не «Мы тобой гордимся», или «Педагог тобой доволен», а «Ты можешь собой гордиться!» Это очень важно для нарабатывания ребенком чувства собственной адекватности, уверенности, значимости внутренних, а не внешних оценок. Особенно в конкурсной ситуации, где неизбежно будут неожиданности в успешности выступлений.
  4. Не стоит нагнетать степень значимости исхода выступления, напротив, при признании торжественности момента, нужно ориентировать ребенка на позитивные моменты ситуации — возможность выступить, пообщаться с интересными людьми. Важно настраивать на радость от встречи с другими увлеченными ребятами.