Для педагогов

Методический бюллетень

 

 

Об инклюзивном образовании


2017-2018 

 

 

 

«Предоставьте каждому человеку все те права,

которыми бы вы хотели обладать сами».

Роберт Ингерсолл

 

Инклюзивное образование — это система образовательных услуг, основанная на принципе обеспечения основного права детей на образование и права получать его по месту жительства, предусматривающая обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения.

 

Инклюзивное образование базируется на принципах:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
    2.   Каждый человек способен чувствовать и думать.
    3.   Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
    4.   Все люди нуждаются друг в друге.
    5.   Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
    6.   Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
    7.   Для всех обучающихся достижение прогресса, скорее, может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
    8.  Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
  2. Удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка.
  3. Адаптация системы к потребностям ребенка, а не наоборот.
  4. Командный подход в обучении и воспитании детей предусматривает привлечение педагогов, родителей и специалистов.
  5. Сложность задач должна соответствовать способностям ребенка.
  6. Преодоление потенциальных барьеров в обучении.

Инклюзивное образование является подходом, который помогает адаптировать образовательную программу и учебную среду к потребностям учащихся, которые отличаются своими образовательными возможностями.

 

Рекомендации для педагогов

по работе с детьми ограниченными возможностями здоровья,

в условиях инклюзивного обучения

Многие дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются совместно со здоровыми сверстниками — это инклюзивное обучение. Прежде всего, перед учителем встает вопрос: «Как обучать особенного ребенка?».

С чего необходимо начать?

1.Беседа с родителями ребенка. Необходимо получить как можно более полную информацию о ребенке (особенности характера, поведения, привычки и т.п.).

2.Консультация специалистов: врача-специалиста, у которого наблюдается ребенок (для правильной организации учебного процесса, обеспечивающей охрану здоровья ребенка); учителя-дефектолога (методические рекомендации); психолога; логопеда.

  1. Планирование совместной работы специалистов (учитель, психолог, логопед): составление индивидуального плана сопровождения.
  2. Знакомство с программой, рекомендованной ребенку психолого-медико-педагогической комиссией.
  3. Подготовка детей и родителей класса к принятию нового ученика.
  4. Заполнение маршрутного листа, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
  5. Составление индивидуальной программы развития на ребенка с ОВЗ.
  6. Изучение нормативно – правовой базы по обучению детей с ОВЗ.

 

Общие рекомендации

  1. Педагогам необходимо постоянно поддерживать уверенность ребенка с ОВЗ в своих силах, обеспечить учащемуся субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
  2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности.
  3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
  4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
  5. Не требовать от ребёнка сразу исправить ошибку, лучше попросить ответить его через некоторое время.
  6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения очень снижен.
  7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
  8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.
  9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
  10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не скорость и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
  11. Учитель не должен забывать об особенностях развития детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).
  12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. Необходимо использовать похвалу, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.
  13. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
  14. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.
  15. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ОВЗ и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
  16. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время занятий со специалистами.

 

Памятка педагогам при работе с родителями детей,

с ограниченными возможностями здоровья

Установление правильных взаимоотношений специалистов с родителями детей-инвалидов требует от первых большого такта, выдержки, душевного тепла и умения сострадать.

 

Соблюдать уважительный и демократический характер отношений педагога с семьей ребенка-инвалида, учитывать индивидуальные психологические особенности родителей, а также степень выраженности интеллектуального дефекта их ребенка.

  1. Необучаемых детей нет. Необходимо показать родителям пусть самые маленькие, едва заметные успехи ребенка в учебной или другого вида деятельности.
  2. Педагоги должны относиться к семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями, в высшей мере деликатно и бережно, стараясь, со своей стороны, упрочить согласие в семье.Первое правило, которому обязан следовать учитель, не оскорблять родительских чувств.
  3. Положительных результатов легче добиться в том случае, если разговор с родителями начать с того, чего уже ребенок достиг в своем развитии и какие задачи предстоит решить в дальнейшем.
  4. Специалистдолжен соблюдать определенные границы в использовании тех сведений о состоянии ребенка, которыми он располагает.
  5. Учитель и родители обладают разной компетентностью в понимании проблем, связанных с состоянием ребенка, что вполне естественно, но что порой создает у более осведомленного в вопросах специальной педагогики учителя искушение поучать, занять положение непререкаемого авторитета. Менторской тон недопустим с родителями нормального, здорового ребенка, тем более с родителями детей-инвалидов.