Духовно-нравственное воспитание обучающихся

Программа формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни

 

Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся — это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации  деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целости окружающего мира.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • «СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  • Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22 сентября 2011 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, учреждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373.
  • Концепция УМК «Школа России».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

 

Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

 

  • сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • сформировать навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющие в дальнейшем предупредить вредные привычки;
  • сформировать у обучающихся представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, расширить знания о правилах ЗОЖ, воспитать  у себя готовность  соблюдать эти правила;
  • сформировать представление об особенностях своего характера, навыков, управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  • сформировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
  • способствовать осознанию обучающимися ценностей экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, не нарушать экологического равновесия в природе;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).

 

Цель программы:

 

Сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, формирования основ экологической культуры через внедрение в педагогическую практику на начальной ступени образования  инновационных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих  педагогических технологий, а также технологий развития экологической компетентности учащихся начальной школы.

 

Задачи  программы:

 

  • описать структуру системной работы по реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе;
  • рассмотреть систему гигиенических требований к условиям реализации государственных образовательных стандартов второго поколения;
  • систематизировать  методы и приемы рациональной организации учебного процесса в  начальной школе;
  • рассмотреть особенности просветительской работы с родителями по формированию культуры  здорового и безопасного образа жизни младших школьников;
  • осмыслить возможности использования приобретенных теоретических знаний применительно к своей предметной области.

 

Планируемые результаты реализации Программы:

 

  • сформированы представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии  на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • сформированы представления с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества,   инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • сформированы представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформированы умения и навыки обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • сформирована потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  • сформированы компетентности об основах экологической культуры на примере  экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • сформированы умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных ситуациях);
  • развит интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • сформировано ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • сформированы умения и навыки элементарного опыта природоохранительной деятельности;
  • сформированы умения и навыки бережного отношения к растениям и животным

 

     


 

   Направления реализации программы

 

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни включает в себя следующие направления:

 

1.Создание здоровьесберегающей инфраструктуры.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.

В школе работают оснащенный спортивный зал,  оборудованный  необходимым игровым и спортивным  инвентарём.

 

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживают учителя физической культуры.

 

№ п/п  Показатели Ответственные
1. Мониторинг соответствия состояния и содержания здания и помещений ОУ санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда Директор школы

Заместители директора

Учителя-предметники

 

2. Наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся. Организация горячего питания и горячих завтраков. Администрация школы

Классные руководители

3. Оснащенность оборудованием, позволяющим организовать здоровьесберегающую  деятельность Директор

Заместители директора

 

4. Наличие рабочего места для медицинского работника Директор

 

5. Наличие квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу Директор

 

 

 

6. Мониторинг освещенности учебных кабинетов (естественное и искусственное освещение) Директор школы

Зам.директора по АХЧ

7. Целенаправленная работа по сохранению здоровья учащихся школы и преподавателей Директор школы

Мед.работник

Врачи-специалисты поликлиники города

Учитель физической культуры

 

8. Мониторинг санитарного состояния учебных кабинетов, школьной столовой, спортивного зала Зам.директора по ВР

Классные руководители

медестра

9. Плановая диспансеризация учащихся и учителей Администрация школы

Администрации ЦРБ

Мед.работник

10. Контроль пищевого рациона Администрация школы

Родительский комитет школы

11. Контроль за использованием при текущем ремонте школы к новому учебному году красок и строительных материалов, разрешенных для применения в детских учреждениях Зам.директора по АХЧ
12. Еженедельное проведение в школе санитарного дня. Уборка кабинетов и школьной территории Педагог-организатор

Школьное самоуправление

 

 

  1. Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России».

 

Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми  проблем, связанных с безопасностью жизни,  укреплением собственного физического, нравственного и  духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?»,  «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

При выполнении  упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика,  соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют  разделы,  темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация»  показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности,  как на уроке, так и во внеурочной работе. 

 

             

 

 

 


 

  Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности

 

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.  Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения  учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения:  в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий, направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений  знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал,  связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении. Учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход  детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности  в дошкольном возрасте) к учебной.

 

Название мероприятия Ответственность и контроль за реализацию направления
1. Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной  нагрузки Зам. директора по УВР,

Классные руководители,

Руководители кружков

2. Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов. Зам. директора по УВР,

Классные руководители,

Руководители кружков

3. Строгое соблюдение всех требований к использованию ТСО, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств Зам. директора по УВР,

Классные руководители,

Руководители кружков

4. Индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования Зам. директора по УВР

Учителя

Классные руководители

5. Организация режима постепенного повышения нагрузок для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям Зам. директора по УВР

 

Мед.работник

6. Обязательное проведение динамической паузы на уроке, организация перемен с пребыванием детей на свежем воздухе Классные руководители

Зам. директора по УВР

 

7. Организация перемен с целью создания условий для двигательной активности учащихся Классные руководители

Учитель физической культуры

Старшеклассники

8. Повышение грамотности учителей в вопросах здоровьесбережения Мед.работник

 

9. Анализ урока с точки зрения построения его на основе здоровьесберегающих технологий Директор школы

Заместители директора

10. Анализ состояния здоровья учащихся,

выявление приоритетных задач работы

Мед.работник

 

11. Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (ежедневной, еженедельной, годовой) Директор школы

Заместители директора

Представители родительского комитета

12. Работа в школе психолого–медико- педагогического консилиума Директор школы

Зам. директора

Педагог- психолог

Совет профилактики

Учителя-предметники

 

13. Ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Классные руководители

 

 

 

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.

 

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

В школе ежегодно проводится следующая работа:

  1. Общешкольные дни здоровья: «Здравствуй, осень», «Мы за безопасность», «Сильные, смелые, ловкие».
  2. Различные спортивные соревнования: «Локобаскет», «Весёлые старты», «Богатырские игры», «А ну-ка, парни!», и т.д.
  3. Секционная работа.

 

Название мероприятия Ответственность и контроль за реализацию направления
1. Организация  эффективной работы с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, в секциях и т.п.) Заместители директора

Учитель физической культуры

Руководитель спортивных секций

2. Организация рациональной и соответствующей организации уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера Заместители директора

Учитель физической культуры

Руководитель спортивных секций

3. Организовать занятия лечебной физкультурой Администрация школы

Учитель физической культуры

Руководитель спортивных секций

4. Организовать часы активных движений (динамическая пауза) Учитель физической культуры

Классные руководители

5. Организовать динамические перемены, физкультминутки на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности Учителя-предметники
6.

 

Организовать на базе школы спортивные секции и создать условия для их эффективного функционирования Администрация школы

 

7. Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни

 

Администрация школы

 

8. Классные часы, пропагандирующие ЗОЖ; мероприятия по профилактике детского травматизма на дорогах;

мероприятия по профилактике табакокурения, наркомании, алкогольной зависимости; мероприятия по правовой культуре

Классные руководители

Преподаватель ОБЖ

 

Совет профилактики

Заместитель директора по ВР

 

9. Организация спортивно-массовых мероприятий во время субботнего и воскресного отдыха через проведение секций и школьной спартакиады Зам. директора по ВР

Учитель физической культуры

 

Руков. Секций

10. Участие в городских и республиканских соревнованиях  

Учитель физической культуры

11. Работа медико-психолого-педагогического консилиума с целью выявления дезадаптации учащихся а также коррекции, индивидуальной траектории обучения и психологического комфорта учащихся Директор школы

Школьный психолог

Совет профилактики

Учителя-предметники

12. Оформление стендов, пропагандирующих ЗОЖ Зам. директора по ВР

Учитель физической культуры

13. Воспитание учащихся личным примером учителей  (участие преподавателей в Днях здоровья, доброжелательность в общении,

забота о собственном здоровье, отказ от вредных привычек)

Учителя-предметники

Классные руководители

14. Воспитание учащихся личным примером родителей (участие в Днях здоровья, помощь в проведении и организации спортивных соревнований; отказ от вредных привычек;   здоровый психологический климат в семье. Родители

Классные руководители

Школьный психолог

Совет профилактики

 

 

15. Обновление страницы школьного сайта, посвященной пропаганде ЗОЖ Руководитель сайта

Учащиеся школы

 

 

Формирование экологической культуры

 

Название мероприятия Ответственность и контроль за реализацию направления
1 Усвоение элементарных представлений об  экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариантных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов). Администрация школы

Учителя- предметники

Классные руководители

 

2 Получение первоначального опыта эмоционально- чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю). Учителя- предметники

Классные руководители

 

3 Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов.  

Учителя- предметники

Классные руководители

Педагог-организатор

4. Участие в экологических акциях школы и города, проектной деятельности Администрация школы

Учителя- предметники

Классные руководители

Педагог-организатор

5. Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства). Классные руководители

 


 

Просветительская работа с родителями.

 

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
  • создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

Представители родительского комитета и родители-активисты привлекаются к организации таких мероприятий как:

  • экскурсии;
  • туристические походы;
  • спортивные мероприятия;
  • дни здоровья.

Предварительно с родителями проводит инструктаж зам. директора по безопасности и/или учитель-организатор ОБЖ.

Работа со всеми родителями ведётся по направлениям профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, употребления учащимися ПАВ.

 

Название мероприятия  Ответственность и контроль за реализацию направления
1. Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей Администрация школы

 

2. Организация совместной работы по проведению соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек Администрация школы

 

 

3. Информационная безопасность о негативных факторах риска здоровью детей Администрация школы

 

 

 

Виды деятельности и формы занятий

 

В рамках данных направлений осуществляются следующие действия:

  1. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
  2. Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвижные игры.
  3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  4. Слежение за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
  6. Ежемесячное проведение генеральной уборки классных помещений.
  7. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в буфете.
  8. Слежение за условиями теплового режима, освещённости классных помещений.
  9. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне школы.
  10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей.
  11. Способствование созданию комфортной атмосферы в школе и классных коллективах.

Применять разнообразные формы работы:

1) Учет состояния здоровья  детей:

  • Анализ медицинских карт учащихся.
  • Определения группы здоровья.
  • Учет посещаемости занятий.
  • Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2)Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • Организация работы спортивных секций, кружков.
  • Проведение дополнительных уроков физической культуры.
  • Динамические паузы.
  • Индивидуальные занятия.
  • Организация спортивных перемен.
  • Дни здоровья.
  • Физкультминутки для учащихся.
  • Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.

3)Урочная и внеурочная работа.

  • Открытые уроки учителей физкультуры, ОБЖ.
  • Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
  • Спортивные кружки и секции:

 

Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся

 

Критерии Показатели
Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды 1.                     Результаты участия в конкурсах экологической направленности (личностные и школьные)

2.                     Количество акций, походов, мероприятий экологической направленности

3.                     Реализация экологических проектов (классов, школы)

Побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье 1.                     Сформированность личностного заинтересованного отношения к своему здоровью (анкетирование, наблюдение).

2.                     Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности

3.                     Психологический комфорт классного коллектива (диагностика)

Формирование  познавательного интереса и бережного отношения  к природе 1.                     Уровень развития познавательного интереса, в том числе к предметам с экологическим содержанием (диагностика)
Формирование установок на использование здорового питания 1.                     Охват горячим питанием обучающихся начальной школы

2.                     Степень соответствия организации школьного питания гигиеническим нормам

 

Формирование представлений с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей Сформированность личностного отрицательного отношения к табакокурению, алкоголизму и другим негативным факторам риска  здоровью детей (анкетирование)

 

Формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы Сформированность  основ здоровьесберегающей учебной культуры. (Наблюдение).

 

Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов

 

Основные результаты реализации программы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

В МОУ «Средняя школа №8» приняты следующие формы оценки знаний и действий учащихся в области охраны и укрепления здоровья:

  • Викторины по ПДД и пожарной безопасности;
  • Конкурсы рисунков, стихотворений, рассказов и презентаций;
  • Контрольные тесты на определение уровня физического развития и физической подготовки.

Результаты Программы являются основой для проведения неперсонифицированных оценок образовательной деятельности в части воспитания экологической культуры, культуры безопасного и здорового образа жизни.

Для оценки результативности программы использовать следующие критерии:

  1. Результаты участия в конкурсах экологической направленности (личностные и школьные).
  2. Количество акций, походов, мероприятий экологической направленности.
  3. Реализация экологических проектов (классов, школы).
  4. Сформированность личностного заинтересованного отношения к своему здоровью (анкетирование, наблюдение).
  5. Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности
  6. Психологический комфорт классного коллектива (диагностика).
  7. Уровень развития познавательного интереса, в том числе к предметам с экологическим содержанием (диагностика).
  8. Охват горячим питанием обучающихся начальной школы.
  9. Степень соответствия организации школьного питания гигиеническим нормам.
  10. Сформированность личностного отрицательного отношения к табакокурению, алкоголизму и другим негативным факторам риска здоровью детей (анкетирование).
  11. Сформированность основ здоровьесберегающей учебной культуры. (Наблюдение).

 


 

Реализация программы позволит:

 

  • Усовершенствовать созданную в МОУ «Средняя школа №8» модель развивающего, здоровьесберегающего, безопасного образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Улучшить качество образования на начальной ступени  на основе эффективного функционирования   здоровьесберегающей среды и  применения здоровьесберегающих и  здоровьеформирующих  технологий образования;
  • Снизить  заболеваемость и уровень  функциональных нарушений у обучающихся и педагогов;
  • Повысить   уровень физического развития и физической подготовленности школьников;
  • Оптимизировать адаптационные процессы  на всех этапах обучения;
  • Повысить  успешность детей и подростков в процессе обучения и овладения различными видами деятельности за счет снижения заболеваемости;
  • Снизить  количество  детей группы  социального риска с девиантными формами поведения.